Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

В этом году Государственная Третьяковская галерея по-настоящему радует зрителя. Выставки этого года стали такими большими культурными и общественными событиями, о которых мы, честно говоря, стали уже забывать. Выставка к 150-летию Валентина Серова произвела грандиозное впечатление. Значительный резонанс получила экспозиция «Писатели глазами скульпторов XX века. К году литературы в России». 27 марта заканчивается чудесная выставка Федора Степановича Рокотова.

Событием явно станет и открывшаяся 24 марта монографическая выставка Гелия Коржева. В экспозиции представлены произведения, охватывающие весь творческий путь художника — с 1943 по 2011 годы. Такой большой выставки у мастера не было никогда. Как отмечает критик Константин Агунович, «даже на пике творческой активности, в 1960–1980-е, Коржев обходился двумя-тремя работами на всесоюзных тематических выставках. Немногословность в ту пору охотно читалась как особенная многозначительность; кроме того, на реализацию многотрудных проектов Коржев тратил годы и десятилетия. Больших выставок Коржев избегал, может быть, как окончательного суждения».

Более того, эта экспозиция готовилась целых десять лет. В 2007 году, еще при жизни Гелия Коржева, выставка главного художника «сурового стиля» с огромным успехом прошла в американском Миннеаполисе, где в частном собрании коллекционера находятся около тридцати полотен мастера. Это событие рассматривалось тогда, как первая часть большого проекта, вторая часть которого должна была завершиться в Третьяковке. Этому замыслу суждено было реализоваться лишь через почти десять лет. Кажется, это объясняется не столько различными организационными проблемами, сколько осмыслением творчества своеобразного, уникального художника, которого называют и последним реалистом, и советским постмодернистом, и недопонятым автором.

«Я не помню другого проекта, к которому мы бы относились с такой страстью, будучи столь вдохновлены и имея столь разные позиции и интерпретации», — отмечает куратор выставки, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Она мечтала, что это событие состоится при жизни автора, но этому не суждено было случиться.

В аннотации к выставке авторы проекта отмечают: «Коржев — последний великий русский реалист XX века. Коржев — одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве, сложнейшая и противоречивая личность. Представитель послевоенного поколения, он стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников.



читать дальше

@темы: выставка, знакомьтесь