Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

Во вторник появились сообщения о том, что из РГГУ в рамках оптимизации уволено несколько наиболее заслуженных ученых. Позже новое руководство вуза опровергло эту информацию, но, похоже, там просто «сдали назад» из-за поднятого шума. Самое печальное — что это лишь частный случай новой общероссийской «оптимизации», в которой финансовые показатели нередко важнее человеческих заслуг и судеб.

Меньше месяца назад Российский государственный гуманитарный университет обрел нового ректора. Им стал заведующий кафедрой социальной философии Евгений Ивахненко.

Под экс-ректора Ефима Пивовара была учреждена отдельная должность президента университета, а у нового руководителя вуза оказалось аж девять проректоров — в прежние годы обходились двумя-тремя. На этом фоне в понедельник и вторник из управления кадров РГГУ знаменитым ученым, профессорам-консультантам Нине Павловой, Николаю Федорову, Вадиму Гаевскому, Владимиру Дыбо поступили сообщения, что «в рамках оптимизации» их увольняют.

Кого же рисковал лишиться РГГУ? Исследователей с мировыми именами. Нина Павлова — специалист по немецкой и австрийской литературе XX века, признанный и в России, и — редкий случай — в самих странах ее научного интереса: там ведь и своих специалистов хватает. Николай Федоров — один из лучших в мире преподавателей латыни, подготовивший многие поколения исследователей и знатоков античности. Вадим Гаевский — несравненный знаток русского и мирового балета. Владимир Дыбо — авторитетнейший специалист в области изучения славянских языков.

Каждому из них за 80. Но таких сотрудников в странах, где в приоритете человеческий капитал, на пенсию по звонку из отдела кадров обычно не отправляют. Они уходят сами, с почестями.

Но самое тревожное, что это не казус одного отдельно взятого университета и даже не проблема гуманитарной науки в России в целом: подобного рода увольнения пожилых сотрудников проходили во многих научных учреждениях, включая, например, Исторический и Политехнический музеи. К сожалению, это характерная особенность большого процесса оптимизации, идущего в стране.

Слишком часто в последние годы она проводится по-спартански в худшем смысле этого слова: от кого нет явной пользы — с теми прощаемся, все-таки кризис на дворе. Причем польза понимается в сугубо материальном смысле. Вот, например, пожилые преподаватели: денег на них не заработаешь, одни расходы — пора на покой.

При этом сами руководители процесса на спартанские условия пожаловаться, как правило, не могут........ Читать полностью

@темы: образование, позор