Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

Социализм с соблазнительной фигурой

Будет жаль, если на смену революционной романтике на Кубу придет желание жить «как на Западе»
Станислав Иванов


Сторонникам предаваться вегетативному отдыху в солнечную погоду по системе «всё включено» я рекомендую не покидать Варадеро, лёжа на одном из лучших в мире пляже и наблюдая, как пеликаны ныряют в волны за рыбой в непосредственной близости от вас.

Но будет полнейшей глупостью пролететь 13 часов над Атлантическим океаном и не увидеть настоящую Кубу за пределами этого туристического оазиса.

Если вы имеете излишек конвертируемых песо и хотите выглядеть американским мафиози на отдыхе из конца пятидесятых — к вашим услугам аляповатые «бьюики» и «кадиллаки» из тех же славных времён, помнящие диктатора Батисту. Эти ретромобили ещё на полном ходу и превосходно выглядят, поэтому на любом перекрёстке к вам, не задумываясь, подсядет любая креольская красавица, к тому же, — из-за нехватки транспортных средств на Кубе принято подвозить людей, голосующих у обочины, это уже что-то на уровне менталитета.

Для путешественников, помешанных на экологических видах транспорта, этот остров и вовсе покажется землёй обетованной. В Европе прокладывают трансконтинентальные велошоссе, а на Кубе они, можно сказать, давно существуют. Для проведения гипотетической велогонки здесь не понадобилось бы даже перекрывать движение. Иногда мимо вас промчится пресловутый «бьюик» с тремя мулатками на заднем сиденье и довольным собой водителем в тёмных очках, но в основном вы сами будете объезжать конные телеги и редкие тракторы «Беларусь».

Я же пользовался автобусами. Из Варадеро до Гаваны ехать полтора часа, цена билета — 10 долларов.

До полудня я прошёлся по набережной — Малекону, — в то утро море было спокойным и не обдавало прохожих солёными брызгами. На парапете сидели молодёжные компании, целующиеся парочки и рыбаки с удочками. Вдоволь побродив по Старой Гаване, я отобедал в культовом заведении «Бодегита дель медиа», где любой желающий может оставить на стене надпись «Здесь был Петя» под фотографическими изображениями Синатры, Маркеса или Пьера Ришара, если, конечно, найдёт место. А места нет даже под потолком.

Оказавшись на центральном бульваре Прадо и в прилегающих кварталах, советую засунуть фотоаппарат подальше и не вынимать карту города каждые пять минут. Правда, если вы обгоревший блондин в белых новеньких брюках, как мой попутчик — вас это не спасёт. Вы станете лёгкой мишенью для девушек, которые захотят приятно провести время за ваш счёт (хотя, возможно, вы за этим и летели), и «хинтерос» — профессиональных уличных приставал, которые сразу же станут вашими верными друзьями, едва вы ответите на их приветствие. Они с ослепительной белозубой улыбкой продадут вам контрафактные сигары из банановых листьев, кокаин или марихуану. Причём поблизости могут стоять лениво зевающие полицейские и нарочито смотреть в другую сторону.

В качестве эксперимента, я угостил мохито одного «хинтерос» по имени Карлос в кафе, которое посещали известные музыканты из «Буэны висты», судя по фотографиям и надписям на стенах. Сначала он вручил мне монету, достоинством в три неконвертируемых песо, с изображением Че Гевары. Потом презентовал самодельную сигару и пригласил вечером на концерт зажигательной группы, где он играет на перкуссии, а там обещал подарить диск и общение с самыми прекрасными студентками из медицинского и педагогического университетов, которые ни в коем случае «но проституто». Напоследок он зачем-то записал мой московский номер, хотя чтобы купить авиабилет до России, ему бы пришлось ограбить банкомат, если бы он сумел его отыскать. Однако он твёрдо уверял меня в том, что когда будет с гастролями в Москве, обязательно позвонит.

Похоже, сценарий этих монологов писал один и тот же человек, ибо за несколько часов, проведённых на гаванских улицах, я слышал их десятки раз с незначительными вариациями. «Хинтерос» особенно расплываются в улыбке, когда слышат, что вы из России. Действительно, те, кто постарше, ещё немного владеют русским и даже учились в СССР. Однажды я ответил, что прибыл из Казахстана, чтобы посмотреть на их реакцию. Сначала улыбка уплыла в сторону недоумения, но потом меня радостно похлопали по плечу: «Казахстан! Конечно, я ведь учился в Киеве!».

Вечером я сидел у стойки бара рядом с памятником Папе Хемингуэю в знаменитой «Флоридите» и не спеша пил его любимый дайкири. На расстоянии вытянутой руки трио очаровательных смуглокожих девушек в алых платьях исполняли песни про страстную любовь и команданте Гевару, сидевший поблизости почтенный седовласый сеньор подпевал им во весь голос, а здоровенный негр в углу щипал струны контрабаса. Будет действительно жаль, если кубинцы пойдут по нашему пути и последнее прибежище романтического коммунизма потеряет своё лицо, став ещё одной обыкновенной страной Карибского бассейна, вроде Барбадоса или Доминиканы.

читать дальше

@темы: заграница, образ жизни, путешественники