Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
В поддержку своего идеологического и территориального наступления режим Владимира Путина занимается личностным прочтением германо-советского пакта и «Великой Отечественной войны».
Чем объяснить притягательную силу путинской России среди немалой части французского политического класса? Оливье Шмитт поднимает этот вопрос в книге «Почему Путин — наш союзник? Анатомия французской страсти» (Pourquoi Poutine est notre allié? Anatomie d'une passion française). В этой весьма познавательной работе он анализирует четыре аргумента, которые чаще всего приводят в оправдание сближения: образ Путина как «настоящего лидера», существование общих ценностей России и Франции, заинтересованность Парижа в сближении и большая значимость альянса с Россией, чем связей с США. Ниже мы приводим отрывок из главы об «общих ценностях», о том, как Россия переписывает историю Второй мировой войны.
В обстановке широкого распространения псевдонауки, иллюзорных исторических интерпретаций и абсолютного релятивизма мы видим политическую волю российского правительства применительно к особому изложению истории для переориентации патриотических чувств в русло поддержки власти. В 2009 году оно сформировало Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, цель которой, как следует из названия, заключалась именно в фальсификации истории, только в интересах властей. В 2013 году комиссию распустили, а правительство сосредоточило усилия по борьбе с «фальсификацией» в образовании, в частности с помощью введения единого учебника по истории. Как бы то ни было, выборочный пересмотр истории стал результатом и множества политических заявлений.
Одной из главных тем исторического ревизионизма Кремля является Вторая мировая война. В 2014 году Владимир Путин нарушил существовавший долгое время запрет и выступил в защиту пакта Молотова-Риббентропа 1939 года, так как тот отвечал интересам Москвы. Это означает, что в 1939 году Гитлеру не нужно было давать отпор, потому что так поступил Сталин, и у него были для того основания. Пропагандисты российского режима прекрасно поняли сигнал, а директор нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества (у этого учреждения российского правительства также есть отделение в Париже) даже заявил, что до 1939 года Гитлер был «хорошим».
Созданная Владимиром Путиным память о войне сильно отличается от представления западных стран, которым пришлось бороться с Гитлером в 1939 году (эта мысль пустила глубокие корни в истеблишменте ФРГ после конфликта). Кроме того, тем самым Путин негласно критикует Польшу, первую жертву Второй мировой. Берлин пять лет (с 1934 по начало 1939 года) пытался добиться альянса с Варшавой для нападения на СССР, но так и не достиг успеха. В то же время Риббентропу потребовалось всего три дня в 1939 году, чтобы СССР с энтузиазмом принял альянс, итогом которого стало уничтожение Польши. После поражения польских войск Красная армия устроила совместный парад с Вермахтом, тогда как офицеры НКВД выслеживали и ликвидировали польскую элиту.
Владимир Путин оправдал пакт Молотова-Риббентропа тем, что СССР ощутил себя преданным западными державами в Мюнхене и не видел для себя иного выбора. Такую интерпретацию старательно подхватывают сторонники его режима во Франции вроде Жака Сапира (Jacques Sapir). Но это означало бы забыть действия СССР во время Судетского кризиса. Союз ждал от кризиса возможности расшириться на Центральную Европу и говорил о стремлении развернуть войска для защиты Чехословакии, что, по простым географическим соображениями, потребовало бы вторжения в Польшу, Румынию или обе страны. Как это хорошо показал Тимоти Снайдер (Timothy Snyder), Судетский кризис стал для СССР предлогом для этнической чистки людей польского происхождения на своей территории: инструкции НКВД были предельно прозрачны и подразумевали ликвидацию всех поляков. Во время Мюнхенского кризиса, с 15 по 28 сентября 1938 года 1 тысяча 226 человек были уничтожены. Владимир Путин вытесняет эти убийства на задний план и даже оправдывает их, вычеркивая польских жертв из истории.... читать полностью
77 лет назад был подписан пакт Молотова — Риббентропа, договор о ненападении между СССР и Германией