Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
Картина «Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года» выходит в прокат 21 сентября. Это заключительная часть документальной трилогии журналиста Леонида Парфенова и режиссера Сергея Нурмамеда о вкладе русских евреев в отечественную цивилизацию.
Леонид Парфенов рассказал порталу Москва 24, как воспринимали «еврейский вопрос» в Советском Союзе, вспомнил, когда было модно называть себя русским, и объяснил, почему молодежь сегодня старается найти у себя еврейские корни.
![](https://b1.m24.ru/c/962635.483xp.jpg)
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев
Первый фильм охватывал события от XI века до революции 1917 года, во втором речь шла о тридцатилетии с 1918 по 1948 год. В третьей части описывается новый знаковый исторический период в жизни страны, который начался с убийства главы Еврейского антифашистского комитета Соломона Михоэлса и завершился вместе с распадом СССР.
Проект создан студией «Намедни» при поддержке фонда «Генезис» в сотрудничестве с Центром документального кино (ЦДК).
Об идеи, которая не всем нравилась
![](https://b1.m24.ru/c/962631.730xp.jpg)
Фото: кадр из фильма «Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года»
Эта трилогия – давно жившая во мне идея, когда-то давно я обсуждал ее с Зиновием Ефимовичем Гердтом. Помню, он мне сказал: «Ленечка, не надо собирать незабудки на заминированном поле». Так он ласково ко мне обращался. После он добавил: «Вы, конечно, вольны собой рисковать, но я в этом принимать участие не буду».
Но эта идея жила во мне и дальше. По моему глубокому убеждению, русские евреи, русские грузины и русские немцы – это три нации, которые в разных этапах были второй титульной в истории России. Я периодически это обсуждал со знакомыми русскими евреями, грузинами и немцами, спрашивал, как вы дошли до такой жизни, когда у вас в семье перестали делать на этом такой акцент, когда вы обрусели окончательно, что вы еще чувствуете в себе, – это все было для меня важно.
В третьем фильме евреи воспринимаются как «пятая колонна», диссиденты и внутренние враги. Разгул антисемитизма, борьба с космополитизмом, новый русский патриотизм, скандальное дело врачей-убийц, кровавый навет, где только смерть Сталина смогла отменить жестокую расправу.
А после – участие евреев в «теневой экономике» и диссидентское движение 1960-х, после которого возврат к давно позабытой русско-еврейской гармонии был просто невообразимым.
О фильме русского журналиста
![](https://b1.m24.ru/c/962667.730xp.jpg)
Фото: кадр из фильма «Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года»
Это русский фильм и это взгляд русского журналиста. В принципе все фильмы, которые я делаю и делал со своими коллегами, про богатство русской цивилизации, русской истории и культуры. Мне важно было рассказать о русских евреях, зафиксировать все эти моменты, которые были когда-то, в понимании нынешнего поколения. Ведь больше такого не повторится, по крайней мере в том виде, в котором эта тема досталась последнему советскому поколению. Теперь это стало выбором личности и перестало быть государственным занятием, как это было два с лишним столетия назад.
Евреи ушли с поля построения русского коммунизма, но стали более заметны на другой территории – культурной и творческой. Ботвинник – главный шахматист, Райкин – главный комик, Плисецкая – главная балерина, Галич и Высоцкий – главные барды и множество других известных имен в самых разных сферах – от ядерной физики до популярной музыки.
О русских евреях
![](https://b1.m24.ru/c/962664.730xp.jpg)
Фото: кадр из фильма «Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года»
Кто такие русские евреи? Их родным языком является русский, это их родная культура, цивилизация в конце концов, они делали русскую карьеру. Это был способ реализации себя. Здесь важно понимать, где человек стал родным, где его признали, если мы говорим о публичной деятельности. На все доводы о еврейском и русском у меня есть один простой вопрос: «Вы как считаете, „Катюша“ – это еврейская песня или Матвей Исаакович Блантер – русский композитор?»
Рассказывают историю в третьем фильме так же, как и в предыдущих частях: кадры уникальной хроники, реставрация некоторых исторических событий и артистичные стендапы Парфенова, которые перемежаются с репликами оживших известных личностей.
О попытке донести историю
Что такое: прийти в русскую цивилизацию и почувствовать себя своим? Мы не призываем к ассимиляции, хотя как русскому патриоту мне приятно, что кому-то когда-то было круто приходить в русскость. Сейчас это вряд ли интересно грузину, а тем более немцу. Наш фильм – это исследование этого аспекта и попытка сегодняшним экранным языком сформулировать эту ценную часть нашей общей русско-еврейской цивилизации.
Фильм рассчитан «на пионеров и пенсионеров». Ведь кому-то это интересно, потому что он этого не знает, а кому-то – потому что знает. Мотивы могут быть разные. Самое главное, чтобы это держало, чтобы такое повествование смотрели, чтобы это было актуальным современным экранным продуктом.
О поисках еврейских корней
![](https://b1.m24.ru/c/962630.730xp.jpg)
Фото: кадр из фильма «Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года»
Я знаю, что некоторые молодые люди сегодня выискивают еврейских предков… Значит, это та цивилизация, которая может что-то дать в карьере, в национальном самоощущении. Но сейчас же немцам не круто же быть русскими, а в XVIII веке и в XIX веке было круто. И огромные карьеры они здесь делали, иногда переходили в православие, «обрусевая» окончательно.
Ну а все эти жены? Вспомните время до того, как в 1930-е годы у всей элиты были еврейские жены. Что было? Еще Чехов, например, писал Бунину, что жена должна быть непременно немка, потому что тогда порядок в доме, и ребенок не ползает по ковру и не бьет ложкой в медный таз. Тогда именно так и было круто.
О национальной гармонии
Я убежден, что по национальным вопросам не было еще более мирного времени, чем сейчас. Могу доказать это не только еврейской темой. Вот, например, министр обороны у нас тувинец, и никому в голову не приходит задаться вопросом: «Почему это так?» А в советское время непременно бы задались. В советское время такую должность мог занять только русский или украинец. Что говорить, если тогда все знали, что по этому самому «пятому пункту» не принимали в МГУ.
Сегодня у нас нет обязательного пункта «национальность», у нас огромное количество смешанных браков, у меня есть много знакомых евреев по этническому происхождению, которые перестали себя таковыми считать. И имеют на это право.
Лучкина Наталья