Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
Железный Феликс в Туле
Дмитрий ОВЧИННИКОВ
Дмитрий ОВЧИННИКОВ
![](http://mk.tula.ru/upload/iblock/d5b/nc.zp.%20vhuzcvccapltvjbifbpqau3.jpeg)
11 сентября этого года отмечалось 140 лет со дня рождения революционера и политического деятеля Феликса Эдмундовича Дзержинского. Немногим известно, что он, будучи наркомом путей сообщения и одновременно председателем ГПУ, 95 лет назад, в конце августа 1922 года, совершил в Тулу краткий визит.
Совещание в вагоне
До наших дней дошли воспоминания оперативного сотрудника по особым поручениям Тульского отдела ГПУ И. С. Данилова, которому тогда Тульский губком РКП (б) дал ответственное задание осуществлять охрану Дзержинского. Данилов, в частности, рассказывал:
«В течение двух дней я неотлучно находился при Феликсе Эдмундовиче и еще ближе познакомился с пламенным рыцарем революции…»
24 августа 1922 года Дзержинский прибыл на станцию Тула — Курская из Москвы специальным поездом. Состав остановился в стороне от Московского вокзала на запасных путях. Сразу же здесь, в вагоне, Железный Феликс (так Дзержинского называли товарищи по революционной борьбе) провел совещание с руководителями основных служб Тульской железной дороги, где поставил задачу скорейшего восстановления железнодорожного транспорта после разрушительных действий Первой мировой и Гражданской войн и заслушал доклады должностных лиц.
Из воспоминаний И. С. Данилова:
«Когда Дзержинский прибыл в Тулу и стало известно, что придется делать доклады, то все участники совещания как-то подтянулись и невольно… выражали готовность работать лучше…
Во время докладов товарищ Дзержинский с карандашом в руке сидел в вагоне, писал что-то в своем блокноте и то и дело окидывал всех взглядом, как будто проверял: нет ли цифр с потолка, насколько верно освещается работа участка. И когда один из начальников служб вздумал поставить дело так, что у него-то всё хорошо, а имеющиеся недостатки зависят от начальников других служб, то Дзержинский быстро осадил его: «Нельзя сваливать причины всех бед на других. Надо уметь учитывать условия невыполнения тех или иных работ и уметь работать в трудных условиях».
Зашел разговор о невыходах на работу по болезни, о прогулах. Начальник службы движения попробовал свалить всю вину на врачебную службу. Врачи, мол, виноваты. Недостаточно обращают внимания на больных, дают отпуска, когда рабочий может работать. Что мы можем сделать? И тут товарищ Дзержинский выступил на защиту врачей…»
На вокзале
После совещания Феликс Эдмундович отправился осматривать Московский вокзал. Здесь в залах ожидания прямо на полу среди узлов, мешков и корзин спали люди. Дзержинский подходил к некоторым из них, расспрашивал о жизни, объяснял положение в стране, отвечал на вопросы. А потом у сопровождавших его руководителей настойчиво интересовался, что конкретно предпринимается по своевременной отправке пассажиров, как работают станционные продовольственные пункты и санпропускники, как обслуживаются красноармейские эшелоны, как организована охрана и борьба с порубкой лесополос вдоль железнодорожного полотна…
Посетил Феликс Эдмундович и вокзальное отделение милиции. Прямо в «дежурке» он беседовал с милиционерами об их жизни, работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью на железной дороге, желал им успехов в нелегком труде. А также обращал внимание на необходимость заботливого отношения к беспризорникам, «путешествующим» на поездах,— он говорил, что милиция должна защищать этих ребят и отправлять на попечение в детские дома.
«Провокаторов» оправдали
Кроме того, Дзержинский провел личный прием одного из рабочих Тульской железной дороги Р. Ф. Воробьева. Дело в том, что накануне его приезда в Тулу ОГПУ Тульского железнодорожного узла возбудило уголовное дело в отношении «провокаторов», якобы пытавшихся организовать забастовку рабочих и тем самым сорвать послевоенное восстановление железнодорожного транспорта. К ответственности была привлечена и группа рабочих, которым было назначено наказание в виде высылки из Тулы на определенный срок. Когда эти рабочие узнали о приезде Дзержинского, они передали ему заявления с просьбой не высылать их из города, где у многих были семьи с детьми.
По результатам встречи с Воробьевым Феликс Эдмундович обещал ему, что обстоятельства, изложенные в его заявлении, будут учтены при пересмотре дела, и дал указание начальнику Тульского отдела ГПУ Г. П. Матсону внимательно и оперативно разобраться со всеми ходатайствами рабочих. Позже, по итогам рассмотрения дел Сидорова, Пархоменко, Воробьева и некоторых других, этих железнодорожников восстановили на работе и отменили их высылку из Тулы.
На следующий день Дзержинский принял участие в работе пленума Тульского губкома РКП (б). В своем выступлении он заострил внимание на необходимости подъема промышленности и улучшения деятельности профсоюзов. Также Феликс Эдмундович подчеркнул, что «считает линию, отмеченную в докладе президиума губкома, всеобъемлющей, всесторонней и, безусловно, правильной…»
Сведений о других посещениях Дзержинским Тулы нет. Но он постоянно интересовался делами в нашем городе из Москвы, о чем свидетельствуют многочисленные документы, подписанные Феликсом Эдмундовичем, по поводу различных сторон жизни города оружейников.
Ф. Э. Дзержинский скончался в июле 1926 года, а в марте 1928-го в Туле бывшая улица Почтовая была названа его именем…