Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

В связи с публикацией мною реплики о «стене скорби» в Москве, среди комментаторов зашла речь о количестве членов «пятой колонны», расстрелянных «при сталинизме». И мне самому стало интересно.

Нашёл, похоже, точную, но не обработанную статистику у очень либерального историка О.Б. Мазохина istmat.info/node/255. Нет никаких сомнений, что он число осуждённых и расстрелянных «при сталинизме» не уменьшил ни на полголовы.

Однако Мазохин дал все числа отдельно, и не дал общей статистики за 1921-1953 годы, скорее всего, поленился суммировать более 30 чисел в столбике. Пришлось суммировать самому. Кроме этого, была трудность и в том, что с годами менялась форма статистики и принципы наказаний, скажем, то появлялись и увеличивались наказания в виде высылки, то уменьшались. Поэтому я, с целью как-то стандартизировать числа (сделать их более сравнимыми друг с другом), в общее число осуждённых взял только тех, кто получил реальный срок хотя бы в несколько месяцев. Поэтому вы в другом месте вполне можете увидеть гораздо большие числа осуждённых за счёт условно наказанных, сосланных и высланных. Кстати напомню, что высшая мера социальной защиты (ВМСЗ) предусматривала две категории: первая категория - расстрел, и вторая категория - лишение гражданства с высылкой за границу. Высылали до войны ежегодно до полутысячи человек и даже в 1941 году успели выслать 86 приговорённых.

Ещё момент, «Чрезвычайные тройки УНКВД», на которые легла массовость репрессий 1937-38 годов, были законным судебным органом с 1935 года, но до 1937 года «Тройки» не приговаривали к расстрелу.

Ещё, если вы слышали, то в архивы России предателями СССР и России подброшены фальшивки, согласно которым в 1940 году в СССР органами НКВД расстреляно около 25 тысяч только польских офицеров. Однако, у мерзавцев не хватало ума убрать из архивов сведения, из которых видно, что эти подброшенные документы фальшивы, и польских офицеров расстреляли не советские органы в 1940 году, а немцы в 1941.Это следует и из данных Мазохина - в 1940 году к расстрелу было приговорено всего 1863 человека, а не 25 тысяч только поляков.

И, наконец, учитывайте, что Мазохин дал числа только ОСУЖДЁННЫХ, а не числа тех, кто был реально расстрелян. Ведь приговоры отменяли очень многим. Напомню, что на пленуме ЦК 3 марта 1937 года Прокурор СССР А.Я. Вышинский, предупреждая необоснованное привлечение людей к суду, делал такое замечание НКВД: «Известно, что у нас около 40%, а по некоторым категориям дел – около 50% дел кончаются прекращением, отменой или изменением приговоров. Против этой болезни и была еще в 1933 году направлена инструкция 8 мая. В чем заключается основная мысль этой инструкции? Она заключается в том, чтобы предостеречь против огульного, неосновательного привлечения людей к ответственности. Я должен добавить, что до сих пор инструкция 8 мая выполняется плохо».

Думаю, что слова Вышинского множеством следователей наркома НКВД Ежова, скорее всего, были оставлены без внимания (за что их потом и расстреляли), но из выступления Прокурора СССР можно оценить, какой процент приговоров отменялся. Скажем, из той же статистики Мазохина видно, что, к примеру, В 1935 году, из почти более чем 292 тысяч человек, дела которых рассмотрели суды, Особое совещание при НКВД и «Тройки» при УНКВД, почти 25 тысяч человек были оправданы и освобождены судами, ОС и этими самыми «Тройками».

Итак, вот что извлёк из архивов Мазохин: читать полностью

@темы: история, мухин, досье, ссср