Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
ЕГЭ как граница
Панов Владимир
Панов Владимир

Предисловие.
Меня до сих часто спрашивают что я думаю по поводу единого государственного экзамена, существовавшего в России в конце ХХ и начале ХХI века. И это несмотря на сравнительно недавно вышедшую из печати в издательстве "Принцип" мою обстоятельную монографию "ЕГЭ как ПЗДЦБРЗВН".
Тем не менее буду рад возможности еще раз высказать несколько соображений по этой теме.
Самословие.
Одним из вариантов расшифровки аббревиатуры ЕГЭ является такой: "Есть Границы Эрудиции". И в этой шутке есть доля шутки, причем очень маленькая, ибо большинство в этой шутке правда - ЕГЭ действительно граница.
В спорте принято проводить отборочные соревнования. В отборочном соревновании не надо показывать максимум того, что ты можешь, надо только выполнить заранее определённый и заранее известный норматив. Если ты норматив выполнил, то это даёт тебе право участвовать в дальнейшем в основных соревнованиях. В отборочном соревновании не определяют победителей, в отборочном соревновании определяют проигравших. Победителя (то есть того, кто лучше всех) можно определить только в основных соревнованиях.
В чем был смысл вступительного экзамена в вуз? Выбрать среди всех учеников наилучшего. Из всех - наилучшего. Имеющего наибольшие знания, эрудицию, сообразительность. И для этого ученику могли предложить выполнить любое задание, любой вопрос любой сложности, по любой теме.
В ЕГЭ ничего этого нет. В ЕГЭ есть норматив - решить задания по заранее составленным задачам с определенным уровнем сложности.
В ЕГЭ невозможно показать наибольшие знания, в ЕГЭ можно только выполнить норматив. ЕГЭ - это отборочные соревнования, он не выявляет победителя, он выявляет проигравших.
Предположим, что есть у вас автомобиль "Жигули". И решили вы его модернизировать. Убрали двигатель, расширили салон, поставили в салон кресла от "Мерседеса". Вопрос: автомобиль какой марки получился после модернизации? Ответ: никакой. У вас вообще не стало автомобиля. Ибо основной смысл автомобиля - движение. Движение автомобиля обеспечивает двигатель. Следовательно, смысл автомобиля определяет двигатель. Как работает двигатель, так автомобиль и движется. Каков двигатель, таков и автомобиль. Не существенны мягкие кресла, не существенны тонированные стекла, не существенны чистые коврики. Если двигателя нет или он не работает - автомобиля нет.
Предположим, в какой-то очень далекой и очень маленькой стране была система образования. И решили её модернизировать. В результате модернизации системы образования появился ЕГЭ: вместо двух экзаменов (выпускного и вступительного) остался один выпускной, появилась возможность поступать в несколько вузов, появилась возможность поступать в вуз по результатам выпускного экзамена, исчезла (допустим исчезла) коррупция. Хорошо ли всё это? Допустим хорошо. Хорошо-то хорошо, но не существенно.
Смысл вступительного экзамена в вуз - отобрать ученика с самым максимальным уровнем знаний и ума. Всё остальное не существенно. Не существенно, что количество экзаменов сократилось, не существенно, что появилась возможность поступать в несколько вузов, не существенно, что исчезла (допустим) коррупция. Существенно одно - в результате модернизации исчезло главное - исчезла возможность определять наилучшего. Другими словами, исчез сам смысл вступительного экзамена.
Очевидно, что любые побочные улучшения системы никогда не компенсируют отсутствие основного свойства системы. Очевидно, что любые побочные достоинства ЕГЭ не заменят отсутствие в нём возможности определять лучших.
И не случайно такие комментарии учеников можно найти на просторах интернета: "Происходит полное обесценивание детей как личностей. Я знаю много вещей, выходящих за рамки школьной программы. Но при этом, люди, которые знают сверх программы меньше меня, пишут ЕГЭ лучше. Они вписываются в норматив. А я нет."..... читать полностью