Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

Российские политические телешоу похожи на трансляцию из параллельной вселенной. В них во всю мощь «наши» герои дерутся с «украинскими» и «американскими» (порой в прямом смысле, на кулаках). Им неистово аплодируют зрители. Смотришь — и втягиваешься. Ждешь, когда в очередной раз ведущие размажут по стенке крикливых «хохлов», «пиндосов» и «пшеков» (поляков, - ред.). И ведь по делу.

Корреспондент «КП» проник за кулисы главных полит-ток-шоу страны, чтобы узнать, как на самом деле строится их драматургия.

ИДЕМ В «ЯЩИК» ЗА 100 РУБЛЕЙ В ЧАС


Увидеть изнанку ток-шоу оказалось не просто, а очень просто. Интернет пестрит сайтами, где набирают массовку. Это фирмы-подрядчики, подгоняющие «восторженных зрителей» теле-проектам. Требований немного: возраст — 25-55, опрятный вид, для мужчин — костюм. Ну и чтоб перегаром не пахло!

А главное - за попадание в телеящик еще и платят!

Выбираю самое рейтинговое — «Вечер с Владимиром Соловьевым». В объявлении - телефон «бригадира». Отсылаю смской свои данные, на всякий случай прибавив убойные аргументы: «стройный, непьющий, пиджак». И уже через полминуты — ответ: «Вы записаны».

Хвост очереди на массовку начинается от метро «Белорусская». Пришло человек 80, большинство — дамы бальзаковского возраста.

Сегодня снимают 4 часа, заплатят 400 рублей. По «сотке» в час, значит. И это не предел: многие телешоу записывают сразу по несколько выпусков. Приезжаешь с утреца — вечером хрустишь восемью сотнями. Правда, еду для перекуса придется взять с собой, бесплатно могут предложить разве воду из кулера. За месяц мелькания на экране - 15, а то 20 тысяч сколотить можно. Хотя люди здесь не только из-за денег.

У моей соседки Екатерины - приличная зарплата в крупной фирме. Но женщина подсела на «массовки» - ходит по вечерам и в выходные:

- В итоге из эфира ток-шоу ведь почти половину вырезают. А я тут знаю, о чем они на самом деле говорили!

- У меня диплом психолога. Но практики нет, а жить надо, - сообщает другая «массовичка» - Лена из Мытищ. - Пришла сюда и втянулась. Чувствуешь себя центром мира: депутаты там, политологи.


НА СЪЕМОЧНОЙ — НЕ СНИМАТЬ!


Героев и гостей телешоу возят на такси бизнес-класса. А мы топаем пешком через ж/д пути. Вот и неприметный ангар - в таких автосервисы размещают. Меры безопасности — строже, чем в аэропорту. Металлодетекторы, сверка паспортов, в «предбанник» пускают строго «по пять». А то вдруг телебабушки сколотят группу и решат прорваться к любимому «Рудольфычу» - так тут нежно называют ведущего Владимира Соловьева.

В ангаре встречает «бригадирша» Елена Петровна. В очках, похожа на мою учительницу немецкого. И столь же строго раздает вводные. Главное правило: не снимать на смартфон. За это могут лишить гонорара и внести в «черный список» отлученных от телешоу.

- Даже селфи с Соловьевым нельзя? - удивляюсь я.

- Вы сюда не для личных вопросов пришли! - суровеет «бригадир». - У нас тут многие и к Жириновскому (частый гость программы, - авт.) прорваться пытаются. Но у вас задача одна: сидеть и хлопать, когда скомандуем.

- А как же эмоции выражать? Ну, гнев там, веселье?

- В других программах бывает. Большой палец вниз, охи, ахи. Но у нас всё посуше. И да: если какой-нибудь гость крикнет типа: «Бандеровцев к стенке», вам, конечно, захочется похлопать. Но не надо! Только по команде.

Ну и, само собой, никаких криков в эфире. Это удел ведущего и гостей.

ЗА КАДРОМ — ОБНИМАЕМСЯ, В ЭФИРЕ - РУГАЕМСЯ


Шоу начинается! Тема сверхактуальная: кто на кого напал в советско-польской войне 1921 года. Но все играть в одни ворота не могут - и в студии есть «оппозиционер». Это карикатурный «пшек» Якуб Корейба. Он несет феерический бред:

- В сталинских лагерях убивали евреев в газовых камерах!

Соловьев уничтожает его фактами. «Бригадирша», а за нею и мы - аплодируем. Логики в хлопках нет, они просто идут каждые 20-30 секунд:

- Путин пригласит Трампа на игру сборных России и США! (овации). Украинцы — это «европейцы со словарем»! (овации).

...На втором часу программы — не менее актуальная тема: Украина. Тут уже солирует «украинский гость» Вячеслав Ковтун.

- Он уж квартиру в Москве купил за гонорары с шоу! Кроет Русь за наши же деньги, — шепчут в «массовке».

Но некоторые российские «гости» шоу с ним мило обнимаются, обсуждают футбол... Мотор! И вот они уже суровые, готовы вцепиться друг другу в глотки. С украинцами эфир куда безумнее и веселее: хаос, визг, перекрикивания...

«ДАВАЙТЕ ОТПОР АГРЕССОРАМ!»


Следующим утром — иду в Останкино. Полит-шоу «Место встречи» с Андреем Норкиным. На сей раз в «массовке» больше молодежи. Рядом со мной — щуплый парень нездорового вида. Это Валентин из Донецка, обладатель трех паспортов: ДНР, РФ, Украины. Работает автомехаником в Химках, но денег не хватает, вот и ходит сюда. Сегодня записывают сразу три программы: с полудня и до ночи.

- Как ты без еды-то весь день?

- А йогурт куплю, - отвечает он (внутри телецентра есть продуктовые лавки, — авт.).

Входим внутрь. Тут «театр безопасности» еще жестче: пускают только со столичной пропиской или билетом прибытия в Москву.

Тут инструктаж проводит веселый «бригадир» Олег. Многие наставления - прямо противоположны вчерашним, от Елены Петровны:

- Гостей встречаем аплодисментами! Хлопать не долго, теряется энергия. Вот на этой трибуне - «не наши» эксперты. Они часто гадости говорят, типа «Россия - агрессор»… Вам надо давать отпор.

- Как?

- Три варианта: аплодисменты, смех, негодование. По команде кричите: «ужас», «кошмар». Но вот вчера кто-то покрыл украинского гостя матом. Это в эфир попало. И вы так... - Олег смотрит на нас с видом героя сказки «Только не бросайте меня в терновый куст», — ...не делайте.

Появляются гости. Опять Ковтун! Российский прокремлевский политолог первым подходит к нему, жмет руку. И - вновь час ора. Я попал в «День сурка»?

В перерыве я снимаю студию на телефон - но «бригадир» тут как тут:

- Или сдавайте трубу - или отправляем вас домой!

Я выбрал второе. Благо, гонорар брать не собирался. Чай, не Ковтун какой.

читать дальше

@темы: досье, tv