Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
Родители оставили Тамару Черемнову в интернате, когда ей было шесть лет. С тех пор ее пристанищем на всю жизнь стал дом инвалидов. В абсолютно несказочной среде Тамара начала писать сказки - и открыла в себе талант, сделавший ее известной.
В список BBC 100 Women 2018 попали две русские женщины: Светлана Алексеева, ставшая моделью несмотря на шрамы от ожогов по всему телу, и “сибирская сказочница” Тамара Черемнова, живущая с церебральным параличом.
Сотрудники интерната, где фактически прошла вся жизнь Татьяны до сегодняшнего дня, поначалу смеялись над ее порывами к творчеству. Она не могла сама держать ручку, поэтому ее соседки, у которых руки действовали нормально, записывали ее рассказы и сказки под диктовку.
Но стоило сотрудникам интерната наконец-то прочитать ее рукописи, и они пришли в восторг от стиля и содержания. Человек с “дебильным диагнозом” такого написать не мог бы.
Жизнь вопреки
Тамара родилась 6 декабря 1955 года (недавно ей исполнилось 63 года). Вскоре после рождения ей поставили диагноз ДЦП. Когда Тамаре было шесть, родители отдали ее в специализированный интернат.
Толком не разобравшись в умственных способностях девочки, врачи поставили диагноз “олигофрения в стадии дебильности”. Поэтому по достижению совершеннолетия Тамара попала в психоневрологический интернат, или просто дурдом.
В 1963 году бывшая школьная учительница Анна Сутягина пришла работать в интернат и занялась образованием детей – учила их азбуке и чтению, читала вслух классическую литературу.
“Именно литература впоследствии поможет мне выстоять, не согнуться, не потерять человеческого достоинства. Именно книги наполнят мою жизнь смыслом”, - пишет Тамара в автобиографии “Трава, пробившая асфальт”.
Кстати, по номерам страниц она научилась считать от ста и далее.
В этой же автобиографии Тамара рассказала и о других страшных моментах своей жизни. Как ее, маленькую, родители оставили в интернате, как жестоко порой с ней обращался медперсонал, как разрешали ходить в туалет только по команде, как было одиноко и даже голодно.
Родители иногда навещали ее, но эти визиты только расстраивали Тамару, ведь домой ее не забирали. Став взрослой, она поняла, как было тяжело родителям. В Советском Союзе диагноз ДЦП был равносилен приговору: инвалиды считались людьми второго сорта, которые никогда не смогут жить нормальной жизнью. И все же Тамара считает, что если бы родители приложили больше усилий – делали ей хотя бы примитивный массаж или просто выкладывали из кроватки на пол – у нее мог случиться прогресс еще в юном возрасте. Ведь в интернате Тамара даже научилась самостоятельно садиться.
“Надо было всего лишь переступить через ложный стыд, что ребенок у них не такой, как все дети, что нуждается в большем уходе и медицинском внимании”, - пишет Тамара в автобиографическом очерке “Как я сама себя воспитала”.
Тогда женщина решила взять судьбу в свои руки и написала обстоятельное письмо академику Евгению Чазову с рассказом о своей истории. И случилось чудо: ее историю болезни пересмотрели, диагноз признали ошибочным.
Тогда Тамару перевели в дом инвалидов общего типа.
“Не санаторий и не домашнее проживание, но все ж лучше дурдома”, - пишет Тамара,
Сибирская сказочница
В 1990 году в Кемеровском областном издательстве вышла первая детская книга Тамары - “Из жизни волшебника Мишуты”. На гонорар от книги она купила пишущую машинку.
В 2003 году Тамара написала еще одну книгу - “Про рыжую Таюшку”. В издательстве восхитились ее талантом, но не одобрили повесть к печати как слишком сложную и философскую для детей. Но произошел счастливый случай: москвичка Ольга Зайкина прочитала одну из Тамариных сказок в интернете и написала Тамаре письмо, спросила, где можно прочитать другие произведения.
Тамара отправила ей черновик “Таюшки”, и Ольге он так понравился, что она предложила выложить и другие сказки Черемновой онлайн. Писательница обрадовалась, что Зайкина помогает ей не из жалости или солидарности, а из-за глубины и мудрости тамариных сказок.
Тамара печатает медленно - работает только одна рука. Но она продолжает писать сказки, публицистические статьи для взрослых и переписываться в социальных сетях и по электронной почте.
Главный совет, который Тамара дает всем людям с особенностями, - найти мечту и следовать за ней. Лично ей помогло выжить то, что она научилась любить себя, отказалась признавать себя "человеком второго сорта".
Одинокая известная женщина
В новокузнецком Доме инвалидов №2, где Тамара сейчас живет, к ней относятся с уважением, а соседи-инвалиды помогают ей в творчестве. Однако Тамара признается, что ей приходится нанимать двух приходящих сиделок, которые кормят, одевают и сажают ее на коляску.
“Какой бы знаменитой я ни стала, меня всегда и везде будет преследовать моя немощь — крест, который суждено нести до конца дней. И это так унизительно — жить в полной физической зависимости от других…” - пишет Тамара в автобиографии.
Известность никак не повлияла на жизнь Тамары: ей все так же порой серо и одиноко в стенах интерната. Недавно она обратилась за помощью для своих родственников на российское телевидение - старый дом может в любой момент развалиться - но никто не отреагировал.
Правда, простые люди много пишут Тамаре и восхищаются ею.
“Знаете, как-то странно, но мне пишут здоровые люди, что моя история вдохновляет их и помогает пересмотреть свою жизнь и жить дальше,” - рассказала Тамара Russia Beyond.
Тамаре хочется доказать всем, что такие, как она, добиваются многого в жизни.
“Люди! Здоровые, нормальные, неувечные, некалечные, способные передвигаться на своих ногах и владеть своими руками! Дышите свободно и радуйтесь, что вы одарены немыслимым богатством — способностью к самостоятельному и контролируемому движению! Считайте себя счастливыми, пока вы ни от кого не зависите! Не хотите считать, что здоровое самоуправляемое тело — счастье? Тогда хоть согласитесь, что это — основа для счастья,” - такой эмоциональный призыв к читателям Тамара оставляет в автобиографической книге.