Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
О советских ценностях
Николай Островский

Начиная со статьи «Михалковщина как проблема Культуры», пытаюсь привлечь читателей обсудить вот какую тему: если Советской социалистической системе суждено «рукою божьей» быть восстановленной и устремить страну и человечество в будущее, то в чём причина этого? Почему, несмотря на чудовищные жертвы, будет востребована именно эта система, а все остальные подвергнутся беспощадным ударам? Что в ней было такого, чего нет в других? В этом надо разобраться. Тема многогранная – экономика, политика, наука, культура, социальная сфера и т.д.; нужны коллективы, институты, чтобы справиться с такой задачей. Сейчас их, понятно, нет: путинизм готов оплачивать услуги только тех «рекрутов», кто будет доказывать «преимущества рынка». Но и сегодня многие могли бы высказать свои соображения – специалисты, способные профессионально оценить и сравнить.

Вот уже 30 лет Советскую социалистическую систему неустанно поливают грязью; есть какая-то «мистика» в том, что её не только не смогли опорочить, но уже сами ощущают контрпродуктивность такой политики. Они кидают в неё грязь, которая не только не прилипает к ней, но делает Советскую систему отстранённой от всякой грязи: она красуется в своём очищенном величии… Наиболее смышлёные представители путинизма, почувствовав это, стали фарисейски призывать прекратить «очернять советское прошлое». И появилась новая мода: говорить об СССР много хорошего, но – со значительными оговорками. А главное: говорить о нём как о мёртвом, то есть как о чём-то таком, возврат к чему невозможен. Надо увидеть изощрённую подлость таких «доброжелателей». Вообще, работу в пользу СССР надо вести кропотливо – иных возможностей в сегодняшних условиях нет. Но они появятся. Болдырев где-то заявлял о «кризисе идей»; тогда уточняй, что «кризис» относится ко всем придуманным «идеям», а идея восстановления СССР будет набирать силу. Потому так важно напоминать, особенно молодежи – исходя из тех возможностей, которые есть – о тех бесспорных преимуществах Советской системы, которые были ей присущи. И не надо стремиться к каким-то «масштабным» акциям и мероприятиям; каждая «малость», если она идёт в копилку «советских ценностей», имеет значение. Хотя, конечно, борьба за свои ценности, если они у вас есть, может доходить до очень высокой степени накала; в случае борьбы за советские ценности – ожесточённость неизбежна. Слишком многое стоит «на кону».

Начнём с квартир. Насколько я понимаю, путинизм до сих пор не достиг тех объемов строительства жилья, которые были в советское время; а ведь прошло почти 30 лет. Ежегодно вводились в строй миллионы квартир, и все передавались людям бесплатно – человек не платил ни копейки. Разве нынешней молодёжи кто-то об этом напоминает? А разве кто-то объясняет, что самому государству они не обходились бесплатно? Путинизм твердит о «преимуществах рынка»; но разве путинизм смог бы за государственные деньги строить ежегодно столько квартир, как в Советское время, и передавать их людям бесплатно? Все знают: нет, эта «дохлятина», называемая «экономикой путинизма», такую нагрузку не осилит; но тогда какая экономика сильнее и эффективнее? Вспомним: месячная квартплата за трёхкомнатную квартиру не превышала, кажется, 12 рублей. В буквальном смысле «копейки» стоили электричество, газ, вода. Но ведь государство опять где-то должно было изыскивать средства, чтобы дотировать эти невосполнимые расходы. Но 12 рублей в месяц за трёхкомнатную квартиру – это, в худшем случае, одна десятая часть зарплаты. А сколько люди платят сегодня? Причём, платят за ту квартиру, которую купили за огромные деньги, а не получили бесплатно. А ведь это наиважнейшая проблема для любого человека – иметь собственное жильё. Когда говорят, что это не было твоей собственностью, то и тут не всё так однозначно: на практике почти никаких ограничений не было. Люди не только могли поменять квартиру на любой город страны – чего сейчас сделать нельзя - но и обменять её на кооперативную квартиру или жилой дом, а последний продать. Впрочем, все прекрасно знают, что можно было продать квартиру и другими способами – через прописку, женитьбу и т.д.; повторяю: продать за огромные деньги то, что ты получил бесплатно. Так что квартира, говоря попросту, была твоей собственностью - если не вдаваться в юридические тонкости. И отобрать её можно было, насколько мне известно, только в одном случае: если жилец «задолбал» всех соседей. Правда и тут было условие: выселить можно только с предоставлением другого жилья. Тогда как же можно говорить, что это «не твоё жильё», если никто не мог его отобрать у тебя? Вся та антисоветская «падаль», которая критикует советские реалии, стараются говорить «в общем», «вообще»; но как только вы начинаете в любом вопросе разбираться предметно, до деталей, то лживость этих людей становится очевидной. Потому трусливый путинизм и не допускает патриотов советских ценностей на экраны - боится правды; но я повторяю: нужно действовать неустанно, «в меру возможного». Задача «сеятеля» - разбрасывать семена; а урожай, рано или поздно, созреет.

Много лжи о Советской системе в связи с очередями и дефицитом. В подтверждение приводят горбачёвские «талоны» и пустые прилавки… А когда появились талоны? Сразу после того, как появились торгово-закупочные кооперативы и все товары с прилавков госмагазинов стали исчезать. Но ведь надо объяснить людям про эту мерзость – торгово-закупочные кооперативы в рамках Советской системы. Возьмём госпредприятие – скажем, мясокомбинат, выпускающий колбасу. Приходил к директору кооператор и говорил: «Килограмм твоей колбасы стоит 3 рубля. Я плачу тебе эти три рубля по безналичному расчёту. А кроме того, за каждый килограмм плачу по 50 копеек наличными…» Понятно, что эти 50 копеек шли «на карман» директору мясокомбината. Но и кооператор не оставался внакладе: в его магазине колбаса стоила уже, скажем, 4 рубля. А в государственных магазинах? А там колбаса могла продаваться только по государственной цене - по 3 рубля. Таким образом, у директора магазина не было «налички», которую он мог бы получить, как кооператор, сверх указанных 3 рублей, чтобы потом «втюрить» её директору мясокомбината. Чем это оборачивалось на практике? Тем, что директор мясокомбината каждый день отвечал директору государственного магазина: а у нас на сегодня колбаса уже кончилась… Или отпускал – поскольку боялся райкома или горкома - самое минимальное количество; вот отсюда – очереди или пустые прилавки. Очереди – потому что если в магазине есть колбаса, то дешёвая; а если нет – то пустые прилавки. Кто не хотел стоять в очереди, тот всегда мог пойти на рынок – там было все, что угодно, но дороже. А до того, как появились торгово-закупочные кооперативы, обозначенный нами директор мясокомбината никуда «на сторону» отпускать продукцию не мог: только в государственные магазины и только по той условной цене, которую мы определили в 3 рубля – все помнят, что была колбаса и дешевле. Стоит, наверно, прибавить, что в качестве «кооператоров» часто выступали близкие родственники директора мясокомбината…

Мне в те годы не раз приходилось бывать в Москве. Больше всего удивляла толщина газет – толще журналов. На их страницах предлагался любой товар, какой только существовал в СССР; но с одной оговоркой. Цена указывалась так: 70% – «безнал», то есть «безналичные», а 30% – «нал», т. е. наличными. Все понимали: «безнал» — то, что пойдёт государству, а «нал» - «на карман» кому-то… Кооператоры стали стремительно богатеть. Приспособились «подзарабатывать» и люди. Мне, по пути в посольство Германии, пришлось идти по Ломоносовскому проспекту, от метро. И сколько шёл, вдоль всего пути, прямо на тротуаре, вплотную друг к другу, стояли продавцы всевозможных товаров. Так зарабатывали уже отдельные люди – на перепродаже. А нам показывают пустые прилавки тех времён; но тогда покажите, куда уходил товар с предприятий – к кооператорам, к частникам, торговавшим «на асфальте» и т.д. Речь ведь идёт, если говорить по существу, не об отсутствии товаров, не о неспособности советской промышленности их произвести, а о каких-то других причинах. Заводы-то все работали, товары производились, люди их покупали – по той или иной цене. Ведь ни один человек в советское время никогда не умер с голоду. На рубль в день можно было легко прожить – в смысле питания. Булка хлеба стоила от 16 до 24 копеек; пачка молока 0,5 литра – 15 копеек. Килограмм мяса, даже на рынке – не больше 3 рублей. Но люди не хотели покупать на рынке, у «спекулянтов», а требовали, чтобы мясо было в магазине, а, значит, не по 3 рубля, а, скажем, по 2 рубля 20 копеек… Почему человек должен был «швырять» 80 копеек какому-то «шакалу»?

А сегодня? Нам говорят: на прилавках всё есть. А цены? Весь грязный путинизм выстроен на лжи. У вас товар лежит только потому, что люди не могут его купить. Но такое «изобилие» может создать любой дурак. Сбросьте цену – и у вас тут же выстраивается очередь и товар сметают. Вот, если бы вы производили больше товара, лучшего качества и дешевле, тогда можно было бы признать вашу «рыночную систему» эффективнее. Но вы производите меньше, отвратительного качества и дороже; какое ж тогда преимущество? Огромное количество людей приходят в супермаркеты как в продуктовые зоопарки: поглазеть. Качество сегодняшних продуктов – вообще отдельный разговор: начиная от хлеба и воды, нельзя купить, будучи уверенными в качестве. Вспомним и выступление Путина на одном из совещаний с губернаторами, когда он признался: были времена, когда нам было не до качества продуктов – лишь бы обеспечить количество… Я хотел бы акцентировать внимание на этой фразе; её можно перефразировать: пусть лучше сдохнут от отравлений, чем выйдут на голодные бунты против власти… И мы видели, как губернаторы согласно кивали головой… Я считаю, эту фразу – «пусть лучше сдохнут от отравления, чем выйдут на голодные бунты» - надо будет написать на могиле Путина: она отражает его истинное отношение к людям… Ведь сам же он не «жрал» такие продукты… Путинизм мерзок во всём… Советская власть считала: если на прилавках нет товара, то это её вина, её ответственность; путинизм, выставив такие цены, сделал виноватыми людей: раз ты не можешь купить, то сам и виноват. «Не вписался в рынок». Но какой смысл в «изобилии», если ты не можешь купить товар?

читать дальше

@темы: история, островский, экономика, досье, ссср