Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
То, что происходит сейчас в Белоруссии, — это пока еще не майдан, не «цветная революция», которой так боятся в Кремле. И чтобы не дошло до майдана и до большой крови, параметры политического решения надо начать вырабатывать уже сейчас.

Несколько пунктов очевидны:

1. Демонтаж нынешней системы личной власти.

2. Освобождение всех задержанных участников акций протеста, а также политических оппонентов Лукашенко, в первую очередь, незарегистрированных кандидатов на президентских выборах Виктора Бабарико и Сергея Тихановского.

3. Организация новых выборов, которые на сей раз должны проходить под четким независимым контролем (возможно, международным). При этом осуществлять подсчет голосов будут новые люди — прежние избирательные комиссии и в особенности Центризбирком дискредитировали себя 9 августа.

4. Лукашенко и людям из его окружения должны быть предоставлены гарантии безопасности. Видимо, многие белорусские оппозиционеры будут возражать против такого шага, но это — неизбежная плата за то, чтобы избежать кровавого сценария.

5. Возможно, президентские выборы стоило бы совместить с парламентскими, что позволило бы перезагрузить политическую систему, которая в прежнем виде все равно не удержится.

При этом надо понимать: честные, демократические выборы в сегодняшней Белоруссии не приведут к власти антироссийские силы. Белоруссия не Украина, там таких сил практически нет, а единственный политик, которого по взглядам можно было бы сравнить с украинскими последователями Бандеры, — 76-летний создатель Белорусского народного фронта Зенон Позняк — уже давно живет в эмиграции, и популярность его ничтожная. Белоруссия настолько тесно связана с Россией экономически, настолько сильно, критически зависит от ее рынка сбыта, что рвать эти связи, идти на конфликт с Москвой может только политический камикадзе.

Любой из нынешних оппонентов Лукашенко, тот же Бабарико, долгие годы работавший в системе «Газпрома», придя к власти, будет вынужден проводить прагматическую политику. А в белорусском случае это означает ориентацию на Россию — без подчинения ей, без слияния, но и без провокаций и геополитического шантажа, чем в последние годы регулярно занимался Лукашенко. Более того, именно он зачистил политическое поле, каленым железом выжигая те силы, которые могли бы считаться лояльными Москве. В новой конфигурации эти силы могли бы не только появиться, но и играть решающую роль, учитывая, что большая часть белорусского общества относится к России вполне доброжелательно....


@темы: лукашенко, власть, белоруссия, протест