Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
«Пока еще очень многим страшно»:
Дмитрий Глуховский — о сериале «Топи», архаичной власти и протестном движении

Юлия Варшавская


В конце января на «Кинопоиск HD» вышел мистический сериал «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского. Мы поговорили с писателем о разнице между оппозиционными митингами 2012 и 2021 годов, о возвращении к архаике и патриархату, а еще о русской глубинке и продажной журналистике

28 января в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD» вышла мистическая утопия Дмитрия Глуховского «Топи», снятая режиссером Владимиром Мирзоевым. По сценарию пятеро молодых людей отправляются в монастырь недалеко от Соловков, и каждый из них бежит и от объективных проблем в Москве, и от собственных внутренних конфликтов. Инициировал поездку создатель мессенджера, который работает как детектор-лжи, очень напоминающий Павла Дурова. С самого начала зрителю становится понятно, что ничем хорошим их путешествие не закончится, а еще — что этот сериал гораздо больше, чем развлекательный мистический триллер. О том, что на самом деле хотел сказать автор, почему сценарий лежал «на полке» 10 лет и какое отношение эта история имеет к оппозиционным протестам в России, мы спросили у Дмитрия Глуховского.

— В тизере сериала на «Кинопоиске» вы сказали, что его никогда бы не показали на ТВ. Почему?

— Начнем с героев. Главный герой создает мессенджер с функцией детектора лжи, от которого Федеральная служба безопасности требует предоставить тайный доступ к пользовательским перепискам.

— Герой, который очень напоминает Павла Дурова.

— Ну, это собирательный «Павел Дуров». Это теперь образ Дурова перекочевал в массовую культуру, а я с ним познакомился еще до того, как у него отобрали «ВКонтакте» и он стал Нео из «Матрицы».

Тем более это у нас один Павел Дуров, а, например, в Белоруссии таких героев много. Там есть парень по имени Игорь Лосик, который до недавнего времени голодал (автор оппозиционного телеграм-канала «Беларусь головного мозга», объявивший голодовку в знак протеста против обвинений в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок. — Forbes Life). То есть людей, которые создают технологии, способные пошатнуть или расшатать режим, достаточно много и, разумеется, государству очень нужно запустить свои волосатые руки в эту тему. Так что образ первого героя — собирательный и узнаваемый. Но и достаточно противоречивый.

Второй герой — это журналист, который работает в каком-то кремлевском сливном бачке, такой «фабрике троллей», где они должны отрабатывать все новостные поводы с исключительно лояльной для Кремля оценкой. При этом он как выпускник журфака МГУ лелеет мечту однажды все-таки вернуться к тому, ради чего шел в профессию, то есть служить обществу, а не государству. И найти какой-то компромисс между необходимостью кормить себя и совестью. И это тоже сложная тема для телевидения.

Еще у нас есть героиня — девушка из некой мусульманской кавказской республики, которой родители сначала дали подышать воздухом свободы и отправили учиться в Москву, а потом решили выдать ее замуж за местного силовика на «Кайенне». Выяснилось, что ее свобода была очень призрачной и иллюзорной, что ей пора возвращаться в свою республику и никакие возражения не принимаются. Тоже, я думаю, для телевизора тема опасная.

И наконец, девушка из очень консервативной православной семьи, которая находится под пятой своего отца-тирана и пытается освободиться — жить как другие современные люди.

И, как вы понимаете, такой набор «актуалочки» на наш телевизор сегодня прорваться не может. Весь телевизионный нарратив в России не столько описывает реальность, сколько предписывает реальности, какой ей следует быть. А поскольку конструкция эта все более хрупкая, то и запретных тем все больше. Поэтому все эти годы, пока платформ не было, нас с режиссером разные каналы отфутболивали.

То, что меня тревожит, — это возврат к архаике, к патриархальному строю, причем как в мусульманской культуре в России, так и в православной

— Так у этого проекта богатая история?

— Идея пришла мне в голову почти 10 лет назад, в преддверие Болотной. Я помню, что в Новый год с 2011-го на 2012-й я не спускался к гостям, потому что в срочном порядке дописывал финал первого варианта сценария и думал, что все вот-вот пойдет к съемкам, потому что там были уже какие-то продюсеры, готовые сериал запускать. Но они рассчитывали сначала на спонсорские деньги, потом — на государственные. В итоге, спонсор почитал — и отказался. «Фонд кино» почитал и тоже отказался.

В итоге, в прошлом году мы наконец нашли продюсеров, которые поверили в эту историю, решили рискнуть — и у нас все сложилось с Яндексом и «Кинопоиском».

— А насколько вам пришлось актуализировать сценарий, написанный 10 лет назад? Не только история про создателя мессенджера выглядит очень злободневной, но и героини, которые не хотят жить в патриархальном обществе.

— Историю с мессенджером я немного актуализировал. Остальные темы какими были, такими и остались. Все женские истории были придуманы и написаны уже тогда. И мне лично повестка нового феминизма, которая тогда не была такой популярной, уже казалась интересной. И, возможно, в то время эта сюжетная линия так бы не «зашла», потому что все-таки 10 лет назад девушкам все еще нравилось, что с них снимают ответственность. А мужчинам казалось классным брать на себя эту ответственность. Но все это означало отведение женщинам какой-то второй роли. И конфликт, как мне кажется, уже тогда вырисовывался.

То, что меня тревожит — это возврат к архаике, к патриархальному строю, причем как в мусульманской культуре в России, так и в православной. Архаика всегда означает поражение женщин в правах. Поэтому мои героини борются за свободу от общественного давления, и в том числе, борются с самими собой — от стереотипа, что без замужества они не могут быть счастливы, что без так называемой «женской самореализации», семейной, они не могут считать себя реализованными просто как люди.

Алло, мы уже проехали царя, мы его свергли, мы его расстреляли, мы про него забыли

Журналист — это тоже образ, который сегодня становится только актуальнее. Все началось в тот момент, когда развернулась история с превращением средств массовой информации в орудие пропаганды, когда у нас отняли возможность честного информирования в интересах общества. И для меня как журналиста это очень понятный конфликт, я изнутри его чувствую. С одной стороны, надо кормить себя и семью. А с другой стороны, ты делаешь что-то достаточно бессовестное, потому что врешь людям в интересах тех, кто тебе платит. В интересах власти. Нужно иметь определенную храбрость и отвагу, чтобы бросать власти вызов. И если ты будешь проявлять принципиальность, тебя могут наказать. Но ты же в журналистику шел не за этим. Шел ты не просто деньги зарабатывать, потому что есть гораздо более хлебные специальности. Но потом, как говорит наш герой, журналист Максим Кольцов, «говно на лопату налипает», не успеешь оглянуться — и ты уже не тот, каким ты был раньше».

— Получается, что за 10 лет все базовые проблемы, которые ставит ваш сценарий, не просто не решились, а усугубились. Как-то грустно, нет?

— Невесело, да, но удивительного тут ничего нет. Связано это с взаимоотношениями между властью и обществом. Сейчас конкретная причина заключается в том, что люди, находящиеся во власти, заинтересованы в том, чтобы ситуацию цементировать. Они боятся общественных перемен, грядущих тектонических сдвигов, о которых свидетельствует пока что только легкое дрожание земли под ногами и звон посуды в буфете. И вот власть закатывает разъезжающиеся тектонические платформы асфальтом, покрывает этой своей нарядной плиткой. Но никакой плитки не хватит, чтобы залатать разлом континентов. В обществе снизу идут слишком мощные процессы, связанные с тем, что новое поколение от государства не зависит и зависеть не желает. Оно рассчитывает на себя. Оно культурно синхронизировано с глобальным миром. Я бы даже сказал, что зумеры в больших городах даже работают сильно на опережение в плане общественной повестки. В России пока, например, какая-нибудь трансгендерная проблематика не может быть актуальной, потому что мы еще не решили до конца вопрос с крепостным правом. Давайте разберемся с крепостным правом, потом с правами женщин, а потом уже — с трансгендерами.

читать дальше

@темы: важно, смотреть