Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
"Все великие актрисы – инопланетянки". Одинокая планета Виолетты Бовт
Владимир Абаринов


Виолетта Бовт и Аркадий Николаев в балете Алексея Чичинадзе на музыку Сулхана Цицнадзе "Поэма" (1964 год)



Родители привезли её из Америки в Советский Союз маленькой девочкой. Девочка росла и училась быть сильной. Она добилась славы, получила все возможные для артистки регалии, а потом вернулась на родину. Судьбе Виолетты Бовт посвящен очередной, девятый эпизод подкаста "Обратный адрес", завершающий его первый сезон. Ранней осенью Владимир Абаринов вернётся к читателям и слушателям "Обратного адреса" с новыми героями и новыми историями.

Однажды в подшивке "Вечерней Москвы" за 1963 год я нашёл заметку под названием "Звёздная фантазия". Так назывался балет, поставленный в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Его премьера совпала с космическим полётом Валентины Терешковой.

Вот краткое содержание балета: "Неземная тишина царит над планетой Двух солнц. Кажется, что она необитаема. Внезапно появляется космический корабль, из которого выходит Советский космонавт. Он прилетел с далёкой Земли для того, чтобы познать жизнь неведомых миров... Землянин прилетел вовремя. Он помогает обитателям планеты справиться со стихийным бедствием, а затем продолжает свой космический путь".

Судя по фотографиям, оставшимся от спектакля, между советским космонавтом и обитательницей далёкой планеты вспыхнул роман. Космонавт, как видно, не прошел выездную комиссию райкома партии и не знал, что советские граждане не должны вступать в близкие отношения с иностранками, тем более инопланетянками.

Музыку балета написал Леонид Фейгин, либретто – солистка Виолетта Бовт, танцевавшая инопланетянку. Ее партнёром, советским космонавтом, был Юрий Григорьев. Поставила "Звездную фантазию" Нина Гришина. Виолетта Бовт в роли инопланетянки!

Как балетоман со стажем я, конечно, знал это имя, видел её на сцене в самом конце карьеры –​ в 1979 году, в её коронной партии, в "Эсмеральде". Бовт тогда было 52 года, и это был её последний год на сцене. Но о балете "Звездная фантазия" я даже не слышал. Виолетты Бовт уже 26 лет нет в живых. Народная артистка СССР родилась и умерла в Америке. К вопросу об Америке мы вернёмся позже, а сейчас я хочу дать слово партнеру Виолетты Бовт, заслуженному артисту России Аркадию Николаеву.

– Аркадий Александрович, как вам работалось с Виолеттой Трофимовной?

– Она меня взяла в партнеры, только когда мне было 24 года. Я пришел в 18, я был такой худенький... Она очень умная балерина, ей нужен был партнер, который не только танцует, но и хорошо держит, как у нас говорят, дуэт. Этот человек сам себя создал. У неё не было таких балетных данных – большой шаг, длинные ноги... Но за счёт того, что она большая умница, всё получалось, сказывались ежедневный труд и колоссальная отдача. Виолетта Трофимовна никогда не репетировала, как у нас говорят, "в полноги", это всегда было с большой отдачей, она как будто на сцене была. Всегда в классе, класс до конца. Сейчас разогреются – уйдут. Нет. Она всегда говорила: "В классе надо учиться". Знаете, как Ленин говорил: "Учиться, учиться и еще раз учиться"...

– Вы рассказывали, что она и вас в класс гоняла, даже на гастролях, хотя вы были гораздо моложе ее.

– Это называлось "Звезды Москвы". Эмиль Гилельс, мы с голландской труппой, и театр кукол Образцова. Спектакли в Амстердаме, в Гааге и в Роттердаме. Начало в 8, ехать часа два-полтора, заканчивается в 11, приезжаешь в час ночи. Я, конечно, сплю, вдруг звонок: "Ты где?" Я говорю: "Я сплю". – "Быстро на класс! " Я говорю: "Виолетта Трофимовна, завтракать". Она говорит: "Потом позавтракаешь". Она ещё говорила: "Класс – это как почистить зубы, класс нужен ежедневно". Это был профессионал высшего класса. Вообще все старые – Уланова, Сергеев, Чабукиани, Дудинская – они же все до 50 лет танцевали, это была их жизнь. Вы знаете, наверное, что Уланова только в 45 лет в Лондоне с "Ромео и Джульеттой" стала известна миру, а мы в 40 лет уже заканчиваем... Это поколение было удивительное, она из этого поколения. Большой есть Большой – это правительственный театр, там звания, там всё... "Народного СССР" в нашем театре чтобы получить – вы не представляете, что это такое! Это должен быть просто высший класс, нужно было быть выше всех на голову. И вот она была у нас единственной народной артисткой СССР.

– А потом вы уже стали педагогом-репетитором, и Виолетта приходила к вам в мужской класс... Читать полностью

@темы: кумиры, знакомьтесь